Как формируется бюджет, из которого ежегодно выделяются средства на ремонт? Кто несет ответственность за падающие куски фасадов? Насколько сложные элементы декора встречаются у нас и как их нужно реставрировать? Какие дома включены в особый список Комитетом по охране памятников? И как осуществляется контроль за тем, чтобы ни одна деталь не была утрачена? Репортаж Евгения Старова.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«Продолжаем выпуск. На днях началась не только природная весна. Начался ещё и сезон капитального ремонта. Слово «капитальный» здесь очень точное. Не только в том смысле, что это не косметический ремонт, а в том смысле, что капитально. По масштабам. И по бюджетам, которые потребуются для этого. Вот, например, всего в Петербурге насчитывается 23 тысячи многоквартирных домов. А за этот сезон будет капитально отремонтировано 1763 дома. А входит ли ваш дом в эту адресную программу или нет? Если нет, то когда он войдёт в эти планы? Для того чтобы узнать, вы должны зайти на сайт Фонда капитального ремонта www.fkr-spb.ru. Заходите и заносите в поисковую строку адрес вашего дома и смотрите информацию о вашем доме. Очень интересный сайт. Также можете позвонить на горячую линию Фонда по вопросам начислений и задолженности. Телефон 703-57-30, 703-57-01.

Я специально дал телефон, по которому можно  узнать о начислениях. Потому что деньги мы платим приличные. У меня больше тысячи рублей выходит. Каждый месяц. А куда они уходят? На что их тратят. И почему их тратят? Очень интересная тема. Итак. Капитальный ремонт. Что это такое? Почему он так необходим? Тем более в нашем городе, где не самый безупречный с точки зрения сохранности жилищный фонд. Многим домам более 200 лет. И почему безответственность тех, кто отвечает за проведение капитального ремонта в наших домах,  может обернуться бедой? Евгений Старов продолжит тему».

Капитальный ремонт в Санкт-Петербурге в этом году охватил 2000 домов. Большинство работ ведутся в теплый период. Под капитальный ремонт попадает общедомовое имущество, достигшее определенной степени износа. А именно: фундамент, несущие стены, межэтажные перекрытия, внутренние коммуникации, вода, электричество, счетчики, лифтовое оборудование, а также подвальные, чердачные помещения и кровля. А еще, конечно, фасад.

Один из объектов — дом на Чайковского, 27. Это особняк Орлова-Давыдова. Здесь меняют кровлю, коммуникации, обновляют фасад. Срок окончания ремонта — сентябрь. После расчистки и штукатурки фасад исторического дома покрасят в цвета, согласованные с Комитетом по охране памятников. За все эти работы платят жители всех домов Петербурга. Взнос за капремонт отдельно отражен в одной из квитанций, приходящей в почтовые ящики ежемесячно.

ДАНИИЛ ПРОКОФЬЕВ,заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта по расчетам и информационным технологиям:
«Каждый месяц жители этого дома платят определенную сумму денег в Фонд капремонта. Все деньги уходят туда. Оттуда финансируется весь капитальный ремонт».

Такой «общий кошелек» позволяет проводить работы своевременно. Например, жители небольшого исторического дома в центре копить на капремонт будут не одно десятилетие. А необходим он уже сейчас.

Взнос зависит от метража. Так, за квартиру в 40 квадратных метров при минимальном тарифе 11 рублей за метр, получается 440 рублей.

Фасады. Вид каждого здания — будь то доходный дом конца 19 века, или советская постройка 1970-х — это часть облика одного из самых красивых городов на Земле. Однако красота эта может быть опасной для жизни и здоровья людей.

ЕВГЕНИЙ СТАРОВ,корреспондент:
«Очередной случай обрушения части фасада произошел здесь, на Большой Зеленина, 13. Под грудой камней могли оказаться несколько человек, включая ребенка. От трагедии их отделил один шаг».

Сразу после этого происшествия здесь закипела работа. Дом обстучали, изолировали опасные участки. Ветхий фасад — это одна из проблем, оставшаяся у дома после предыдущих управляющих компаний — такова официальная версия.

ВЛАДИМИР САМОХИН,главный инженер ЖКС №2 Петроградского района:
«Когда дом перешел зимой 2019 года к нам в управление, основные наши силы были направлены на то, чтобы выполнить ремонт и содержание именно инженерных сетей, чтобы обеспечить их теплом и ресурсом».

Обследование фасада здесь провели в марте и начали противоаварийные работы. До лепнины, которая упала землю, говорят коммунальщики, просто не успели дойти. Но, это не снимает с них ответственность.

А это уже Чапыгина, 5. Адмиралтейский дом. Выявить дефектные участки сегодня здесь не составляет труда даже не специалисту, как говорится, голыми руками.

АНТОН ИВАНОВ,заместитель председателя совета городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
«После зимы необходимо обследовать и простукивать фасад. Эти работы проводятся в рамках эксплуатации. Это угроза жизни и здоровью граждан, но еще и вред сохранению памятника».

Капитальный ремонт фасада должен проводиться, когда его износ составит 50%. А до этого момента управляющие компании обязаны его содержать, регулярно обследовать и обеспечивать безопасность. Ведь здесь речь идет о человеческих жизнях. Да, лучше изолировать или даже удалить ветхий участок лепнины. Придет срок, и его отреставрируют.

В Петербурге 1900 домов носят охранный статус — это 15% от общего числа памятников по всей стране. И ремонт фасадов этих зданий будет правильнее назвать реставрацией. Любые работы на таких объектах согласуются с Комитетом по охране памятников. Но! Появился отдельный список из 255 зданий с особо сложными фасадами. Их реставрацию Комитет взял под особый контроль.

СЕРГЕЙ МАКАРОВ,председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга:
«Сейчас те особые здания, которые город решил повести по другой схеме, они требуют немножко другого подхода, в том числе и финансового, и организационного. И постоянного контроля Комитета за реставрацией этих объектов».

Сейчас в работе на разных стадиях шесть объектов из особого списка. На доходном доме Никонова на Колокольной улице уже скоро должны появитЬся строительные леса. А на доме Бутурлиной на Чайковского работы уже ведутся. Элементы лепнины реставраторы покрывают ватой, пропитанной специальным химическим составом. И пленкой на 48 часов. Дальше приступают к реставрации хирургическими скальпелями.

Неотъемлемые элементы сложных фасадов — кованые детали. Например, ограждения балконов, ворота, козырьки. Их непосредственно на объекте не восстановить. Нужна кузня.

Кузня Дмитрия Даниловских работает уже более 10 лет. За это время здесь выполняли заказы на реставрацию кованых элементов памятников.

КУЗЬМА ОДИНЦОВ,художник-реставратор:
«Изначально изделие рисуется в масштабе. Конечно, начинается всё с эскиза. Лепится в мягком материале. И после уже мастер может приступать к изготовлению детали».

Воссоздание крупного сложного кованого элемента, может занять несколько месяцев. Но трудности специалистов не страшат. Они переживают не за работу с металлом, а за работу с бумагами. Если она проводится без их участия, то результаты бывают неожиданными.

КУЗЬМА ОДИНЦОВ,художник-реставратор:
«Проблема в том, что и раньше очень мало архитекторов могли нарисовать все детали на фасаде. Как правило, это всё равно комплексная работа».

Вот, например, так выглядел фонарь на императорском павильоне Витебского вокзала. Этот проект был согласован в проекте реставрации изначально. Увидев его, художники Одинцов и Вьюнов создали собственный — бесплатно, лишь бы не допустить серьезных потерь в историческом облике.

Периодически у художников, реставраторов, экспертов и даже простых прохожих возникают вопросы к некоторым элементам обновленного или воссозданного декора на фасадах. Чаще к лепнине. В интернете можно найти примеры, как было, как стало.

В итоге такие казусы, конечно, не остаются без внимания и исправляются. Благодаря заинтересованности петербуржцев. И будь то текущее содержание дома, ремонт или сложная реставрация — каждый из этих процессов подразумевает коллективную ответственность. Всех: от жителя, оплачивающего квитанции, до специалиста, контролирующего работы. Капитальный ремонт для Петербурга, в первую очередь, означает сохранение капитала — главного капитала города — его неповторимого облика.