Росприроднадзор отчитался о результатах мониторинга экологического состояния водоемов и комплексных исследований вод в Петербурге и Ленинградской области в 2018-м. В текущем году горожане не раз жаловались на неприятный запах в реках и озерах, а также на изменение цвета воды. И во многих случаях виновников находили, а где-то дело дошло до судебных разбирательств. Анна Безкровная продолжит тему.

Анна Безкровная,корреспондент:
«В Петербурге есть несколько так называемых болевых точек, связанных с водной экологией. Одна из них — река Славянка. Местные жители периодически чувствуют химический запах от воды и видят мертвую рыбу. Все дело в выпуске стоков «Общмет», который находится на балансе «Водоканала».

Один из последних таких выбросов случился в октябре. Тогда на поверхности реки обнаружили и нефтяные пятна. Воды Славянки боновыми заграждениями пришлось отгородить от Невы. Через трубу «Общмет» выходят стоки нескольких предприятий, среди них хладокомбинат, исправительная колония и завод железобетонных изделий. Но отвечать все равно приходится «Водоканалу». 

Сергей Виноградов,заместитель директора центра лабораторного анализа и технических измерений по СЗФО:
«Водоканал» не привносит загрязнений, он является владельцем трубы. «Водоканал» является владельцем трубы. Но тем не менее он отвечает, что с трубы идет какой-то сброс. Есть там предприятия, которые работают без очистных сооружений».

Сейчас «Водоканал» уже готовит проект наружных канализационных сетей, они будут очищать этот сток. Модернизировал свою работу и аэропорт «Пулково». Весной и летом их обвинили в загрязнении вод реки Новой. Туда попали вещества из антиобледенительной жидкости. Сейчас таких сбросов пытаются избежать. 

Денис Павшинский,заместитель генерального директора по взаимодействию с органами госвласти и связям с общественностью:
«Практически вся жидкость, которая выливается и которой обрабатываются воздушные суда, выливается в специальные подземные бункеры, которые изолированы от внешнего мира, от любой другой дренажной системы, остатки жидкости на перроне собираются специальными пылесосами».

Насколько действенными окажутся эти меры, станет понятно после зимнего сезона. Но Федеральная служба по надзору в сфере природопользования из-за предыдущего загрязнения уже подала иск. Одно из требований — прекратить деятельность, которая наносит вред окружающей среде. Суд может вынести и такое постановление.

НАТАЛЬЯ БОБРОВА,заместитель начальника департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СЗФО:
«Речь идет о том, чтобы прекратить работу этого выпуска, найти какие-то иные способы, чтобы загрязнение прекратилось. То есть только в части. Безусловно, это не приостановка деятельности предприятия в целом».

Забота об экологической безопасности может обернуться материальной выгодой для предприятия. Если планы по снижению сбросов одобрит профильное ведомство, снизится экономическая нагрузка. 

НАТАЛЬЯ БОБРОВА,заместитель начальника департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СЗФО:
«33 предприятия — водопользователя изъявили желание проводить меропрития для снижения сброса. К сожалению, только восемь из этих планов было согласовано. 25 возвращено на доработку».

Выбросы компаний контролировать не так сложно, как судовладельцев. А они тоже вносят вклад в загрязнение среды. Осенью, например,в Фонтанке нашли нефтепродукты. А виновных в их разливе не нашли. Скорее всего, это владельцы лодок и катеров. Искать экологические нарушения и сообщать о них может каждый. Для самых активных запустили даже специальную школу инспекторов. 

Денис Сальников,эксперт регионального отделения ОНФ в Ленинградской области:
«Своего рода дружинники, но в экологической сфере. Главная функция — оказание содействия природоохранным органам на добровольной и безвозмездной основе».

В Ленинградской области первая группа экодружинников уже прошла обучение. Вскоре они сдадут экзамен и приступят к работе. Так власти надеются, что и обращения будут не беспочвенными, да и незамеченным экологические нарушения не останутся.