Письма, документы, награды, предметы быта и личные вещи собирают сейчас петербургские историки для нового музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда».

Материалы принимают в дар, причем не только подлинники, их можно отдавать для сканирования, и в музейной коллекции останутся электронные копии документов или фотографий. Сотрудники ведут кропотливую работу с каждым, кто решает поделиться частью своей семейной истории — записывают воспоминания, чтобы собрать как можно больше информации о каждом принесенном предмете. Татьяна Самсонова увидела, как это происходит и что уже сейчас петербуржцы передали на вечное хранение в новый музей.

ВИТАЛИЙ АНТОНОВ,житель Санкт-Петербурга:
«Это его последняя открыточка, которая пришла от него в декабре 1942 года».

Спустя несколько дней, в январе 1943 года, во время прорыва блокады Ленинграда, Борис Антонов погиб. Его последнюю открытку и личные дневники всю жизнь бережно хранит родной брат.

ВИТАЛИЙ АНТОНОВ,житель Санкт-Петербурга:
«Мы всю его жизнь узнали после его гибели, он сам написал свою жизнь вот этими бумагами. Сначала дневники, потом записки при коптилке, при скудном свете на рытье окопов, путевые заметки, а потом фронтовые письма».

Этот семейный архив, а также ордена еще одного родственника супруги Антоновы решили передать в коллекцию нового музея. Они уверены — память о бойцах, которые отдали жизнь в те годы, должна быть увековечена в истории.

ЕКАТЕРИНА ЗАПУСКАЛОВА,специалист отдела научно-исследовательских работ Центра выставочных и музейных проектов:
«Для каждого дарителя поделиться частью своей семьи — это событие. Для многих это событие трагическое, для кого-то радостное, потому что приходят дарители абсолютно разные. Каждый даритель действительно уникален и ценен, поэтому мы ждем всех».

Сбор экспонатов объявили в начале июня. Однако сами эксперты ведут эту работу уже около года. На данный момент собрано почти 800 вещей. В коллекцию принимают медали, книги, письма, предметы быта, произведения изобразительного искусства, кино- и фото документы. Одним словом, все, что связано с историей сороковых годов и послевоенным периодом.

ЕКАТЕРИНА МЕЛЬНИКОВА,доцент факультета истории европейского университета в Петербурге:
«Людям нужно куда-то передать свои вещи, иногда они не готовы жить с ними дальше. Для них это тяжелый груз, груз памяти, они прямо говорят о физической боли, которая связана с тем, что они хранят эти вещи, фотографии, которые не могут выкинуть».

Часть экспонатов будущему музею планирует передать патриотическое объединение «Ленрезерв», в архиве которого сотни артефактов времен войны. Впрочем, эксперты принимают не только подлинные экспонаты, но и их копии. Если даритель не готов расстаться с вещью, ее оцифруют и вернут владельцу. Кроме предметов и архивных материалов, специалисты собирают устные истории и воспоминания о войне.

МИЛЕНА ТРЕТЬЯКОВА,заместитель директора Центра выставочных и музейных проектов:
«Самое главное, мы делам то, что никогда не делал Музей Блокады на Соляном — мы записываем историю семьи. Проблема многих дневников в том, что мы не знаем судьбу этого человека, и поэтому нужно работать с семьей, нужно восстанавливать историю семьи».

Подготовкой экспозиции занимаются тысячи историков, краеведов и научных сотрудников. Они работают не только с российскими, но и зарубежными архивами, а также с архивами Санкт-Петербургской епархии. Благословение на доступ к делам священников — участников войны — дал митрополит Варсонофий.

Специалисты говорят, что важно не просто сделать единую базу данных по блокаде, важно правильно ее потом использовать. Для этого на базе музея планируют сделать научно-исследовательский центр. Идея его создания, впрочем, как и самого музея, вызвала немало дискуссий в обществе. Многие опасаются, что этот проект приведет к закрытию экспозиции в Соляном переулке. Однако город намерен сохранить объект.

КОНСТАНТИН СУХЕНКО,председатель комитета по культуре Петербурга:
«Мы не оставляем в общем-то усилия, направленные на то, чтобы расширить помещения в Соляном переулке, создать там более благоприятные условия экспонирования и каких-то мероприятий, которые там уже стали традиционными, хотелось бы, чтобы и внутри можно было принимать достойно посетителей».

На создание нового музея потребуется около шести миллиардов рублей. Большую часть средств рассчитывают получить из федерального бюджета. Поддержать проект губернатор Петербурга Георгий Полтавченко попросил президента Владимира Путина. Из городского бюджета на строительство объекта уже выделено миллиард 799 миллионов рублей.

СЕРГЕЙ ВАЖЕНИН,генеральный директор центра выставочных и музейных проектов:
«У нас уже есть копия виз президента, где четко определено, что необходимо поддержать проект. Этот проект государственной важности, поэтому в ближайшее время вопрос будет решен с софинансированием с федеральной стороны».

Проект разрабатывали несколько месяцев. При его создании архитекторы под руководством Никиты Явейна учитывали рекомендации представителей различных общественных организаций, ветеранов и жителей блокадного Ленинграда.

ТАТЬЯНА САМСОНОВА,корреспондент:
«Новый Музей Блокады планируют возвести на Смольной набережной к концу следующего года. Это должен быть грандиозный комплекс, своего рода институт памяти, в центре которого люди, защитники города, их судьбы, истории и воспоминания. Все это необходимо быть собрано воедино, говорят эксперты, чтобы никто не забывал, какова она — цена Победы».