Причиной стала смерть пациента на Камчатке. Скорая не успела приехать из-за дорожного конфликта. Второй громкий случай произошел в Петербурге. На Михайловской улице на водителя неотложки напал водитель Mercedes, чью машину случайно задела скорая. Царапина едва не стоила жизни медикам. 

45-летний Самир Сеидов напал на бригаду с ножом. Следственный комитет возбудил уголовное дело. Ближайшие два месяца, пока идет разбирательство, обвиняемый в нападении проведет в тюрьме. 

Почему в последнее время участились случаи грубого отношения к врачам? Почему те, кто на дороге не пропускают скорую помощь сегодня, не предполагают, что завтра скорую помощь не пропустят, когда врачи будут ехать к ним? Репортаж Елены Болдышевой.

Елена Болдышева, специальный корреспондент: «Это Михайловская улица. Филармония с одной стороны, с другой — один из самых дорогих отелей Петербурга. Вокруг магазины. Кстати, средняя стоимость сумочки — двести тысяч рублей. Но именно это место для врачей скорой помощи оказалось опаснее самого темного тупика в промзоне на окраине города». 

Запись видеорегистратора очевидца. У двери скорой мужчина. В его руке нож. Медики дали отпор. Нападавший — Самир Саидов. Его 500-й Mercedes с московскими номерами задела машина скорой помощи. В суде обвиняемый был другим. Тихим. 

— Вам все понятно?
— Да. 

Следующее заседание через два месяца. Их он проведет в тюрьме. 

Это врач Юлия Моргунова. На скорой работает двадцать лет. В октябре хулиганы избили ее и коллег, когда те попросили не мешать проезду. 

Юлия Моргунова, врач скорой помощи: «Я выскочила из машины и попыталась их разнять». 

— Они видели, что вы хрупкая женщина?

Юлия Моргунова, врач скорой помощи: «Меня тоже били. У нас было выявлено, и у меня, и у водителя, сотрясение головного мозга». 

Парадоксально, но уголовное дело было прекращено. Врачи ищут правды в прокуратуре. А вот такие конфликты, по словам медиков, происходят постоянно. В январе на улице Оптиков дама не дала проехать МЧС и скорой. Очевидцы сообщили, что женщина кричала, что это не ее дом, ей все равно. Пожарным пришлось тянуть шланг через весь двор. А эта петербурженка не пускала скорую в Калининском районе. 

— Не надо меня учить. Я здесь буду стоять, вызывай ГАИ тогда.
— Ну, давай еще. На таран что ли пойдешь? Да не пойду я на таран.

Дать возможность скорой в таких случаях пойти на таран серьезно обсуждают в Минздраве. Причина — смерть пациента в Петропавловске-Камчатском. Это видеозапись событий. 

Пациент врачей не дождался. Ему был 21 год. История всколыхнула страну. Ведь эгоистичной автомобилистке грозит лишь штраф — 500 рублей. 

Петербург. Станция частной скорой. Многие водители работают сутки здесь, другие — на городской неотложке. У каждого стаж — не менее двадцати лет. История на Камчатке их задела за живое. 

— Не прав. Можно отъехать в сторону. Есть возможность ему сманеврировать и пропустить скорую.
— А в комментариях говорят, что скорая могла бы отъехать.
— Представьте себе, съехала бы. А, не дай Бог, она бы там застряла.

По данным Городской станции скорой помощи, каждый год регистрируют около 60 нападений на бригады неотложки, то есть, как минимум, один раз в неделю. 

Александр Румаков, водитель скорой: «Да, я же говорю, сейчас получше стало». 

Большинство петербургских водителей к скорым относятся трепетно. Это Каменноостровский проспект. Пробка — девять баллов. Но машины разъезжаются, уступая неотложке. А это вантовый мост. Здесь почти всегда плотно. Автомобилисты слышат сигнал сирены и аккуратно, один за одним прижимаются к машинам в соседнем ряду. Из-за таких ситуаций идея Минздрава таранить неуступчивых у петербургских водителей поддержки не находит. 

— Я считаю, не самый приемлемый вариант идти на таран.

Тарас Анохин, реаниматолог, педиатр. На скорой 15 лет. Про таких говорят, спокойный, как танк. Случай нападения с ножом на врачей его не удивляет. 

Тарас Анохин, реаниматолог, педиатр: «У меня и похуже бывало. Как-то обходились без милиции, без прессы. Много всего было. Да. Так или иначе, все эти случаи имеют отношение к медицинской тайне». 

Конфликты врачей и пациентов происходят не только на скорой. В Мариинскую больницу мужчина привез своего друга с ножевым ранением. Врач приемного покоя не сразу позвал нужного специалиста к истекающему кровью пациенту. Его друг вышел из себя. 

— Врача зовите. Побыстрее давайте.

Пострадавшему оказали помощь. Запись инцидента появилась в интернете. В защиту врачей высказались немногие. 

Игорь Акулин, президент Ассоциации медицинского права Санкт-Петербурга: «Есть этот морально-этический компонент. Надо терпеть. Мы пошли в медицину, чтобы оказывать помощь, поэтому надо уметь терпеть, что бы тебе ни говорил пациент». 

Но есть другие истории. Это Иван Котов. Он прочитал запись в соцсети: «Дорогу скорой загородили. Пациент умирает». Мужчина бросил свои дела и приехал на помощь. 

Иван Котов, неравнодушный петербуржец: «Взял трос, сложил в два раза, нацепил на фаркоп Qashqai, попытки с третьей дернул машину и оттащил. Потом уже вечером из СМИ я узнал. В машине находился слесарь метрополитена, у него там что-то с сердцем было. Его везли в больницу». 

Минздрав предлагает наказывать за препятствие работе медиков штрафом в 200 тысяч рублей, а за нападение — сажать в тюрьму. На пять лет. Жаль, нельзя штрафовать за человеческий эгоизм и черствость. Но этот «панцирь» не поможет перехитрить судьбу. Шанс оказаться на каталке в машине с синими маячками есть и тех, кому лень уступить дорогу скорой.