ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ,электрогазосварщик:
«Здравствуй, Питер! Ну, я обычно говорю еще так: «Огонь!»

 Стадион на Крестовском острове. Сооружение, которое по площади можно сравнить с маленьким городом, превратилось чуть ли не в самую большую стройку Петербурга XXI века. Уже в декабре 2016 года объект будет сдан в эксплуатацию, и на карте города официально появится новая достопримечательность.

ВИТАЛИЙ ЛАЗУТКИН,генеральный директор ООО «Инжтрансстрой-СПб»:
«Стадион класса «люкс» вместимостью шестьдесят восемь тысяч человек, который может принимать полуфиналы Чемпионата мира, то есть он соответствует всем требованиям самым современным, которые предъявляет ФИФА к этому объекту».

Каждый день на стройку выходит около двух тысяч человек. На возведение грандиозной конструкции уже потрачено пять миллионов человекочасов. А в основе, на первый взгляд, простой, но, на самом деле, исключительно тяжелый труд специалистов в области электрогазосварки.

— Будете записывать или как — на слово поверите?

— Запишем.

— Все, электроды у меня есть, щиток — свой. Уважающий себя сварщик со своим щитком работает, правильно?

ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ,электрогазосварщик:
«Вот этот маленький, что я несу один, и вот стоят рядышком наши раритеты, их два-три человека все время носили, а теперь я один. Спокойно взял и пошел. Вот здесь вот у нас небольшой верстачок, здесь заготовочки делаем, и все потом уходит туда».

Владимир Андреев на объекте уже пять лет. Строить стадион он приезжает из родной Самары. Пятнадцать дней в Петербурге, пятнадцать дней отдыха. Вахтовый метод работы – традиционный для таких масштабных строек.

ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ,электрогазосварщик:
«Сварка дело серьезное. У нас все допуски сварщик должен знать, все металлы должен знать, что варить и как варить».

На строительстве такого масштабного объекта специальность электрогазосварщика — ключевая. Вес металлоконструкций стадиона — тридцать две тысячи тонн, что можно сравнить с весом четырех Эйфелевых башен. Бетона при строительстве было уложено четыреста восемьдесят шесть тысяч кубических метров. Это в пять с половиной раз больше, чем при возведении знаменитого лондонского стадиона Уэмбли.

ВИТАЛИЙ ЛАЗУТКИН,генеральный директор ООО «Инжтрансстрой-СПб»:
«Это огромные, безумные цифры. И в этом бетоне где-то порядка 40% — это арматура металлическая. Вот как раз люди этой специальности и занимаются сваркой и укладкой арматуры, каркасов, и в дальнейшем также люди этой специальности участвовали в монтаже металлоконструкций».
ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ,электрогазосварщик:

«Совершенно простой аппарат. Две фишечки, значит, у него, «выключение» и «включение» кнопочка, и вот это вот: регулируется ток, напряжение — сколько нужно… Не напряжение, а именно ток.

Вот краги какие у нас хорошие выдают. Не просто брезентовые рукавицы, а краги. Раньше брезентовые рукавицы — все равно пролетала искра туда. В общем, как у всех сварщиков, руки прожженные немножко, что делать!

Я обычно говорю еще так: «Огонь!»

Стадион на Крестовском острове — уникальный проект не только для России, но и для мира. Впервые в такой климатической зоне появится арена с двумя сложнейшими конструкциями одновременно — выкатным полем и раздвижной крышей.

Убирать поле планируется на период концертов или выставок, выдвигать его за пределы стадиона будут при помощи системы электросервоприводов и воздушных подушек. Это позволит сохранить высокое качество газона на протяжении всего года. Когда поле будет находиться внутри стадиона, раздвижная крыша обеспечит поступление солнечного света. Кроме того, всего за 15 минут она скроет зрителей от непогоды и обеспечит комфорт зимой.

ВИТАЛИЙ ЛАЗУТКИН,генеральный директор ООО «Инжтрансстрой-СПб»:

«Наша стационарная крыша закреплена на системе пилонов и поддерживающих стоек. Через систему ванта она раскреплена на пилоны, то есть фактически у нас мостовая конструкция получилась, то есть у нас крыша парит над чашей стадиона.

У нас на этой высоте двигаются два сегмента кровли по ездовым фермам. С точки зрения инженерных расчетов и воплощения, это оказалась очень сложная конструкция, которая учитывает различные нагрузки, в частности, снеговые нагрузки, ветровые нагрузки».

ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ,электрогазосварщик:

«Вот смотрите, наш стадион какой красивый! Очень замечательный. Ну, пока мы все в чехлах, но это ненадолго.

Получаешь удовольствие, когда ты видишь, что что-то сделано.

Очень нравятся электроды, прямо душа радуется. На них смотришь, они как цветочек разлетаются, вот эти искры. Смотришь: вот железный цветочек полетел».

Многие элементы строящейся конструкции — российского производства. К примеру, раздвижная часть крыши. Её полностью изготовили в Санкт-Петербурге. Но соединить все лучшие технологические решения – тяжелейшая задача. Проект, который был предложен в 2006 году японским архитектором Кисе Кураковой, пересчитывали, изменяли, адаптировали лучшие российские инженеры.

Еще одна особенность стадиона на Крестовском острове — крутой угол наклона трибун. С любого места зритель сможет увидеть то, что происходит на поле. Важнейшая деталь, на которую даже сегодня обращают внимание при строительстве не каждого стадиона.

ВИТАЛИЙ ЛАЗУТКИН,генеральный директор ООО «Инжтрансстрой-СПб»:
«У нас несколько зон, которые предполагают доступ отдельный активной публике — фан-зоны, зона партера — VIP, зона «very VIP» — это ложа скай-боксов, и зона «very very VIP» — это уровень президентов».

К лету 2016 года основные общестроительные работы на стадионе практически завершены. Осенью запустят все инженерные системы, а в декабре — официальная передача объекта заказчику, то есть городу.

Крестовский остров – самое футбольное место Петербурга. Основа основ. Здесь принимали сборную Бразилии во главе с Пеле, здесь поднимали олимпийский флаг в 1980, здесь ленинградский «Зенит» бился за золотые медали Чемпионата Советского Союза 1984 года.

СЕРГЕЙ ШМАКОВ,архитектор, руководитель мастерской «Ленпроект» (1984-2010 гг.):

«История этого стадиона очень длинная. Автором стадиона был известный архитектор Никольский Александр Сергеевич. И по тем временам это было, в принципе, такое гениальное решение: за небольшие средства относительно делался насыпной холм, грунт доставался со дна Финского залива, и путем насыпи получался такой греческий амфитеатр».

Последний матч «Зенит» на стадионе, тогда еще имени Кирова, сыграл шестого июля 2006 года против московского «Динамо». Затем световые мачты рухнули.

СЕРГЕЙ ШМАКОВ,архитектор, руководитель мастерской «Ленпроект» (1984-2010 гг.):

«В том виде, в каком он был построен, он уже себя не окупал, потому что наступили времена капиталистические. И когда мы вышли уже на международные арены, появилось справедливое желание превратить его в современный стадион».

И пусть в последние два десятилетия футбольный акцент смещен в сторону стадиона «Петровский», на самом деле, все только и ждут, когда игра вернется на Крестовский.

ВИТАЛИЙ ЛАЗУТКИН,генеральный директор ООО «Инжтрансстрой-СПб»:
«Реализация вот этого проекта — это большое достижение и инженерное, и научно-техническое, в том числе, для Санкт-Петербурга, для строительной индустрии России».

Рабочий день при вахтовом графике у электрогазосварщика длится одиннадцать часов. Свободного времени у Владимира Андреева остается совсем не много.

ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ,электрогазосварщик:

«Самое, конечно, замечательное после трудового дня — это посидеть вот здесь на причальчике. По весне особенно на причальчике на нашем сидим, мы там рыбку ловим, бывает. И смотреть закат.

Ну, после Москвы, вообще, я считаю, тут курорт. У нас дороги рядом, мосты, когда там по дороге по Киевской делали, там трасса рядом, задымленность. А тут свежий воздух, залив — пожалуйста. Парки у вас вообще красивые, парки хорошие: чистые, опрятные. Липы какие тут у вас: толстые такие, высокие. Я таких лип не видел. Вроде и старые деревья, а такого нет, как у вас здесь: тянутся прямо к самому небу, видно. Глаз радует».

Авиационный завод в Ульяновске, газоперерабатывающий в Оренбурге, автомобильный в Тольятти. А также аэропорт Внуково, Третье транспортное кольцо и Ленинский проспект в Москве, различные заводы по всей России – это стройки, в которых принимал участие Владимир Андреев. За его плечами сорокалетний опыт работы. А макеты городов, в которых он строил, можно увидеть в музее.

ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ,электрогазосварщик:

«Более-менее что-то подходит на нашу каплю Внуково, что мы строили. Все почти то же, да и автобусная остановочка прямо так же. После аэропорта мы переехали сюда, в Санкт-Петербург, на строительство нового стадиона «Зенит».

Надо же, сварщиков у нас меньше, чем здесь, у них в музее! Смотрите, еще один варит. Делает ограждение, точно такое же, как у нас на четырнадцатой отметке. Почти похоже, не с нас ли это срисовали? Надо же, где коллег только не встретишь, сварщиков, даже в музее есть!»

Скоро еще одним этапом биографии Владимира Андреева станет и стадион на Крестовском острове — один из самых значимых объектов не только Петербурга, но и страны.

ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ,электрогазосварщик:
«Я всю жизнь на грандиозных проектах. Время-то ведь идет вперед, силы пока есть – вот вроде работаем, а что дальше будет – там видно. Там видно…»

Грандиозные проекты у каждого свои. Коренной петербуржец или человек, приезжающий сюда работать, становится частью большого города. Каким он будет завтра — решаем мы. Мы строим наш общий город. Каждый из нас строит Петербург.

ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ,электрогазосварщик:

«Что я смог, то я сделал для победы «Зенита» и нашей сборной.

Можете пинать мячи в любую сторону, но главное – по воротам. Стадион выдержит, все тут выдержит.

Можно ехать и домой, к родной жене. До свиданья, Питер!»