Гость программы: Ольга Мальцева, куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг.

КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
Большой утренний эфир на телеканале «Санкт- Петербург» продолжается. В эфире Эрмитаж. Говорим и показываем. Сегодня мы хотим раскрыть вам тайну. Если вы думали, что иконописную живопись можно увидеть только в Русском музее или Третьяковской галерее, то вы сильно ошибались. В Эрмитаже открыта постоянная экспозиция древнерусской иконописи XIV — начала XVIII веков.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Здесь представлено более 80 икон, многие из которых настоящие шедевры. О том, как собиралась эта коллекция, не теряет ли икона своей святости, находясь в музее, мы спросим у нашей гостьи.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
А у нас в гостях куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела Истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фондов русской иконы, рукописных и старопечатных книг Ольга Никандровна Мальцева. Для многих стало открытием, что в Эрмитаже есть целая постоянная экспозиция древнерусских икон. Почему только к сороковым годам прошлого века Эрмитаж стал её наполнять, собирать? Почему не сделал этого раньше?
ОЛЬГА МАЛЬЦЕВА,куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг:
Дело в том, что отдел Истории русской культуры был организован в сороковые годы прошлого века. Музей был задуман Екатериной Второй, как музей Западно-Европейского искусства. Коллекции закупались, собирались: картины, памятники, позднее в отделе Востока византийские иконы. С развитием Эрмитажа, как музея, стало понятно, что необходим русский отдел. Как часть мировой культуры, истории искусства мира.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Откуда брали русские иконы, каким образом пополнялась коллекция икон?
ОЛЬГА МАЛЬЦЕВА,куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг:
Часть собиралась уже до 1941 года, находилась в отделе Востока, шли поступления от коллекционеров, из музейного фонда, из закрытых церквей, храмов. А с пятидесятых годов по распоряжению Министерства культуры СССР были организованы экспедиции по сбору памятников Древнерусского искусства.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
Можно сказать, что сотрудники Эрмитажа по большому счёту просто спасли эти иконы? Если бы не их работа, то сегодня бы никто их не видел, они просто бы погибли?
ОЛЬГА МАЛЬЦЕВА,куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг:
Это абсолютно верно, потому что большая часть коллекции, представленной на экспозиции, попала к нам из закрытых храмов, которые, к сожалению, не дошли до наших дней. Эти памятники были разрушены в 60-70-е и позднее. Последний храм, к сожалению, сгорел в 2013 году.
ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА,корреспондент:
К нам присоединяется куратор выставки Анна Иванникова, мы расскажем вам, где искать в Эрмитаже иконы как искусство. Анна, откуда попадаем мы к иконам?
Анна Иванникова,куратор экспозиции, научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи:
Когда вы поднимаетесь по Иорданской лестнице, оказываете в Фельдмаршальском зале, то повернув голову налево сквозь Министерский коридор вы сможете увидеть замечательную, я яркую, древнюю икону Святителя Николая Чудотворца.
ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА,корреспондент:
Вот так выглядит древняя русская икона, если её полностью расчистить, поместить в правильную витрину и правильно подсветить. Сколько вы этого добивались? И — это главная икона всей выставки в Эрмитаже?
Анна Иванникова,куратор экспозиции, научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи :
Стоит сказать, что не протяжении нескольких десятилетий несколько поколений эрмитажных сотрудников шли к открытию этой экспозиции. Потому что все иконы прошли реставрацию — это тоже очень длительный процесс, и потом нам очень важно было поместить их в правильные условия, потому что на протяжении очень длительного времени иконы находились при низких температурах хранения и высокой влажности. И любые колебания пагубно сказались бы на состоянии сохранности. Поэтому все витрины — климатические, здесь реализована сложная система двухступенчатой стабилизации влажности и молекулярной очистки воздуха. Наши климатологи могут осуществлять онлайн-мониторинг.
ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА,корреспондент:
Потому икона — это по сути своей дерево, а но подвержено влажности.
Анна Иванникова,куратор экспозиции, научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи :

Оно впитывает и отдаёт влагу и, естественно, эта постоянная жизнь основы, на которой находится самое ценное — живопись, которая может просто вместе с грунтом отстать от основы и разрушиться. Для того, чтобы предотвратить разрушение, нам было важно достичь правильных климатических условий.

Эта прекрасная икона была вывезена экспедицией Эрмитажа из Новгородской области, Боровичского района, село Перёдки — она находилась в древней деревянной церкви Рождества Богородицы, которая в настоящий момент одна из немногих деревянных церквей, из которых были вывезены эрмитажные вещи, и которая сохранилась до нашего времени. Она перевезена в Музей деревянного зодчества под открытым небом в Новгороде «Витославлицы», а сама икона находится в собрании Эрмитажа, это такой классический пример собрания новгородской иконописи раннего XV столетия — вот такой активный , яркий красный фон символизирует демократическое искусство Новгорода.

ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА,корреспондент:
А вот как раз мы видим — вот эта «пимпочка» передаёт сигнал wi-fi о состоянии воздуха, климата внутри.
Анна Иванникова,куратор экспозиции, научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи :
Да, она даёт возможность осуществления климатического мониторинга. И, конечно, важно отметить. Что все иконы представлены на уровне глаз посетителей, и вы можете в полной мере оценить красоту живописи древних икон, например вот этот образ Иисуса традиционно в храмах располагался над Царскими вратами и оказываясь в храе, вы эти иконы почти и не видели.
ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА,корреспондент:
Я знаю, что большая часть была собрана в рамках экспедиций сотрудниками Эрмитажа на Севере России, многие эти храмы впоследствии сгорели и мы видим то, что могли и не увидеть никаким другим образом. Но есть вот такой православный календарь — очень необычная икона, как правильно она называется?
Анна Иванникова,куратор экспозиции, научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи :
Перед нами «шестоднев» — это такая особая иконография. Которая сформировалась к XVI столетию. В соответствие с церковными правилами каждый день недели ассоциируется с определённым святым или праздниками. И вот как раз в Древней Руси церковный день начинался с воскресенья — это символизирует праздник воскресения и сошествие во ад, дальше бесплотные ангельские силы, Иоанн Предтеча, Богородичные дни, дни, связанные с распятием, ну и суббота — дни Всех Святых. А интересная эта икона тем, что она происходит из собрания Фёдора Антоновича Каликина — старообрядца, реставратора, который работал в Эрмитаже в 50-60-е год, и находясь в блокадном Ленинграде, пытаясь спасти памятник — он готовился к эвакуации и понимал, что у него нет сил всё вывезти, — он её распилил на отдельные части, и если мы посмотрим сбоку, то увидим, что самая драгоценная живопись с очень тонким слоем деревянной основы была спилена, чтобы спасти самое драгоценное — собственно, живопись.
ТИМОФЕЙ ЗУДИН,ведущий:
Иконопись очень символична, нет ничего лишнего. Цвет, форма — всё имеет своё значение. Удастся ли неподготовленному зрителю понять красоту, смысл представленных икон, оценить их?
ОЛЬГА МАЛЬЦЕВА,куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг:
Безусловно, любой зритель найдёт что-то своё. Эрмитаж очень любит и уважает своего зрителя. Мне кажется, что любой человек может увидеть либо цвет, либо то, о чём рассказывает та или иная икона, либо как проходила реставрация. Потому что, например, на некоторых памятниках есть так называемые реставрационные флажки и показано, как менялась, раскрывалась икона. Кто-то может прочитать экспликации и более подробно узнать о том или ином памятнике. Так что мы приглашаем всех на нашу экспозицию.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,ведущая:
Вопрос, который волнует многих верующих. Не теряет ли икона в стенах музея своего духовного предназначения, не становится ли просто картиной?
ОЛЬГА МАЛЬЦЕВА,куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг:
Икона, безусловно, остаётся образом, но всё-таки древнерусские иконы, древнерусская живопись – это ещё и памятники древнерусского искусства. Они важны для нас как история искусства Русского государства. Необходимо показывать памятники. Я хочу добавить, что в наших витринах можно рассмотреть любую деталь. Потому что у нас специальные антибликовые покрытия, то есть любой иконописец, любой реставратор может прийти поработать на экспозиции, посмотреть, ознакомиться, рассмотреть мельчайшие детали. Так что наша экспозиция как для подготовленного профессионального зрителя, так и для обычного. Соблюдается полная сохранность: и климатическая, и от вандалов.