Старая схема захвата квартиры через продажу доли работает с новой силой. Истории как под копирку – родственники без ведома продают долю в квартире. Новые владельцы меняют замки, присылают крепких ребят, подселяют маргиналов. Жертвой подобной сделки может стать любой, кто владеет частью квартиры.

Доля, согласно Гражданскому кодексу, это имущество, которое принадлежит двум и более лицам на правах общей собственности». 

Очень часто продавцами выступают родственники. Или бывшие супруги. Долей может быть часть комнаты или квартиры, не привязанная к стенам. В нее новый владелец вселяет совершенно чужих людей. 

Евгения Шульгина, мать ребенка-инвалида. Квартира, в которой они живут с дочерью, принадлежит бывшей свекрови. Евгения считает, что доли были проданы, чтобы ее выжить. 

Риэлтор Олейников. Он часто появляется там, где новым владельцем оказывается Игорь Аболемов, руководитель агентства  недвижимости.

«Я вот хочу выкинуть двери – сейчас выкину. Хочу выкинуть всю мебель – выкину. И сделаю это вообще по закону. Я его просто закатаю в асфальт здесь», – 

«Они придумали новую схему. Они нашли черных риелторов, которые специализируются на выживании из квартиры. Пришел тогда Олейников и Калач. Они показали доверенность от свекрови моей. Они могут в любое время прийти, взламывать замки, могут и в этой комнате находиться», – поделилась Евгения Шульгина, жительница квартиры. 

По решению суда Евгения может жить в квартире свекрови до совершеннолетия больной дочери. Примерная стоимость недвижимости – около 20 миллионов. Новые владельцы доли в квартире предложили 700 тысяч за переезд. Женщина отказалась. Тогда они подали в суд. 

«Судья вынесла решение в отказе выселения нас с дочерью, но также отказала мне в определении порядкопользования», – рассказала Евгения Шульгина. 

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Порядок пользования – это соглашение между собственниками. В каком углу комнаты, например, живет один владелец, а в каком – другой. 

Евгения ждет нового суда. Отбиваясь от набегов новых владельцев с гостями. 


Васильевский остров. Здесь в двухкомнтатной квартире живет семья Габеркорнов. Стоимость такого жилья начинается от 10 миллионов рублей. 

«Комнат две у нас, порядок пользования не определен. Так сложилось, что теща занимала ту комнату, а мы другую», – рассказал Алексей Габеркорн, житель квартиры.

По словам Алексея, теща продала свою долю и уехала с новым мужем жить за город. После этого жизнь в квартире стала невыносимой. Связано это с появлением все того же Игоря Аболемова, руководителя агентства недвижимости. Он же новый владелец доли в квартире Габеркорнов. 

Как говорит Алексей, теща получила за долю чуть больше миллиона от компании Аболемова. Он, кстати, сделал коммерческое предложение. 

«В тот день он сказал, что я готов купить вашу долю за 4,5 миллиона. Либо покупайте у меня также за 4,5», – вспомнил Алексей Габеркорн.

Алексей отказался. Надеется поделить «неделимое» в суде, а пока регулярно вызывает полицию. 

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Улица Савушкина. Здесь живет Светлана с сыном. И с недавнего времени с новыми соседями, которые купили долю у родственников ее покойного мужа. 

«Наркоманка заселилась. Человек, который употребляет и алкоголь, и курит в квартире. С ребенком в таких условиях я проживать, конечно, не буду, и я ушла из дома», – рассказала Светлана Волкова. 

Владимир Калач представляется юристом. Он появляется там, где компания Игоря Аболемова приобрела доли в квартире. Владимир Калач уже попадал в объектив телекамер в 2018 году. Тогда в маленькой квартирке на юго-западе Петербурга, где жила семья с двумя детьми, случился конфликт. Новый владелец доли Калач менял замки и вселял мигрантов. Мужчина тогда не постеснялся признаться, что это его работа. 

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Скупщик долей в квартирах Игорь Аболемов тоже был героем программы «Зона особого внимания». От журналистов мужчина прятался преимущественно в туалете. 

В этот раз мы также пытались связаться с Игорем Аболемовым. Звонки остались без ответа, как и сообщения. С точки зрения закона покупать и продавать доли в квартире можно кому угодно. Родственники приоритетных прав на выкуп не имеют.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Закон однозначен и собственник вправе распоряжаться, пользоваться и проживать в квартире в том числе, если он участник долевой собственности. Здесь никаких ограничений не содержится. Однако, исходя из положений статьи первой ЖК РФ, реализация права собственности не должна нарушать права и законные интересы других участников долевой собственности», – пояснил юрист Александр Новиков. 

Положить конец тысячам рейдерских захватов квартир в России может запрет продавать доли в квартире, если они не привязаны к конкретным стенам. Законопроект есть в Госдуме, но принятие его затягивается. До тех пор единственный шанс не оказаться жертвой, которую вынуждают продать жилье – находить общий язык с другими владельцами квадратных метров в квартире. Именно недовольные родственники чаще всего становятся клиентами компаний, которые скупают доли. 

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»