Арабские ночи, восточные ритмы, пленяющие танцы. На Новой сцене Мариинского театра «Тысяча и одна ночь». Балет приехал из Владивостока и стал частью гастрольной программы Приморской сцены Мариинки. Постановку приурочили к 100-летию азербайджанского композитора Фикрета Амирова.

Ослепленный яростью из-за измены царицы Нуриды царь Шахрияр приходит к страшному решению – казнить неверную и всех молодых женщин страны. Так начинается восточная сказка, которую надо не рассказывать, а станцевать. «Тысяча и одна ночь» – это проект главного балетмейстера Приморской сцены Мариинского театра Эльдара Алиева.

«Отличительной частью спектакля, именно хореографии, является стилизация этой классики. И вот та стилизация, которая вплетена в исполнение обычных традиционных элементов, и вызывает особую сложность для артистов. Но дополняет по колориту и насыщает сам спектакль», – говорит балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра, хореограф балета «Тысяча и одна ночь» Эльдар Алиев. 

В этом танце фольклор и этника на первом месте. Солисткам приходится учитывать много различных нюансов, имея богатый опыт русской балетной школы. Отсюда главная сложность – положение рук в танце на восточный манер, признается исполнительница главной роли Анна Самострелова. Именно ей предстоит растопить сердце обезумевшего от предательства жены царя.

«У меня, например, очень много вот таких положений. Нужно, чтобы пальцы были вместе. Но у меня, бывает, что от эмоций пальцы начинают вылезать. Очень много разных положений», – отмечает исполнительница роли Шехерезады, ведущая солистка балета Приморской сцены Мариинского театра Анна Самострелова. 

Исполнение этого балета потребовало целого арсенала ударных. Симфонический оркестр Мариинского театра Петербургской сцены играет всю палитру арабской ритмики на музыку Фекрета Амирова. Чтобы инструменты зазвучали в лучших восточных традициях, оркестром управляет специально приглашенный для этого главный дирижер Государственного академического театра оперы и балета Азербайджана Эйюб Кулиев. Особый, южный колорит музыке придает народный азербайджанский инструмент Тар. На нем играют гости из Баку. Его соло звучит в самых завораживающих сценах балета.

В волшебном восточном спектакле задействован почти весь состав балетной труппы. Кроме обширных массовых сцен в постановке 13 сольных партий. Они, признается хореограф, самые сложные в исполнении. Красоту «Тысячи и одной ночи» художник Петр Окунев передает и через персидскую миниатюру, и через колорит восточного орнамента. И, конечно, не обошлось без множество чудес, которые являются неотъемлемой частью восточных сказок.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»