Они стоят на защите прав граждан. Прокуратура России в январе отметит 300-летие с момента образования. Надзорное ведомство одно из немногих учреждений государственной системы, созданное еще императором Петром Первым, которое существует и по сей день.

Главное для них — закон. Это отражено даже в гербе ведомства. От профессионализма работников прокуратуры иногда в прямом смысле зависят жизни и судьбы россиян. 

Настоящий полковник может выглядеть и так: военная выправка и стать, помноженные на женское обаяние. Старший советник юстиции Татьяна Москаленко к каждому интервью готовится ответственно, хотя опыт публичных выступлений колоссальный: и в судах, и перед телекамерами. А еще в ее активе — больше сотни доказанных преступлений, в том числе резонансных. В каждом деле ей важно все до мельчайших деталей. Не всегда потерпевший бывает однозначно прав, а обвиняемый — виновен. Татьяна вспоминает: однажды спасла от заключения рецидивиста. Мужчину подозревали в убийстве. Почти год держали в СИЗО. Но она до последнего сомневалась, и в итоге нашла нужные доказательства его невиновности.

«Все подлежит доказыванию, оценке, исследованию. Следователь — это не писарчук. Следователь — это исследователь. Поэтому вот 9 месяцев лишения свободы, что называется, незаконно. Но он был очень счастлив. Он не верил. Он особо опасный рецидивист. Он в первый раз столкнулся со следствием и с прокуратурой, которые его поддержали фактически», — рассказала Татьяна Москаленко. 

Идти до конца — ее принцип. В, казалось бы, мужскую профессию влюбилась с детства. Мама 39 лет отработала следователем. Школьные годы Татьяна Москаленко провела в ее кабинете. А ведь мечтала стать доктором, но потом передумала. Юрфак ЛГУ, затем 20 лет работы следователем и прокурором в разных районах родного города на Неве. Сейчас в отставке часто пересматривает фотографии тех лет, иногда перебирает награды. Шутит: доставались они не за красивые глаза, а за службу.

«Если я буду следователем волноваться, как 20-летняя девочка может допрашивать особо опасного рецидивиста? Это невозможно по определению. Мало того что «расколоть» его, мало того, что заставить признать свою вину, потому что собрано достаточно доказательств. Девочка 20-летняя без волевых черт и с волнением этого сделать никогда не сможет», — говорит Татьяна Москаленко. 

Она смогла. Татьяну Москаленко неоднократно признавали лучшим следователем Северной столицы. Когда приходила на тот или иной суд поддерживать сторону обвинения, адвокаты заметно нервничали. Ее любимый литературный герой, что неудивительно, — Порфирий Петрович из «Преступления и наказания».

«Это человек, который не давил, но оказывал психологическое воздействие. Любой допрос, любой разговор — это психологическое воздействие. Просто его надо выстроить грамотно», — отметила старший советник юстиции.

При этом чистосердечно признается: дома полковник в отставке — мягкая, белая и пушистая. Родные всегда все понимали и никогда не спрашивали, где их жена и мама пропадает днями и ночами.  Дочь, кстати, тоже закончила юридический факультет. Но в прокуратуру идти ее мама отговаривает — характер слишком мягкий. Тем же, кто решил связать свою жизнь с этой профессией, Татьяна Москаленко советует не пугаться сложностей, уметь служить своему делу и своей стране. 

Репортаж корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Дмитрия Копытова.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»