На днях мир отметил День борьбы с коррупцией. Радоваться нечему — количество дел о взятках и должностных преступлениях в нашем городе, по данным Следственного комитета, выросло на треть. Берут деньгами, услугами и так далее.

Борьбой с коррупционерами в Петербурге занимаются все силовые ведомства, но обличенные самыми высокими чинами и званиями попадают именно сюда, в здание Следственного комитета на набережной Мойки. За первое полугодие поток таких визитеров заметно вырос.

Нулевая терпимость к коррупции и прежде всего к взяткам — вещь, о которой пока можно лишь мечтать. Заплатить и ехать — хоть по дороге, хоть по линии бизнеса — попросту выгодно всем.

«Большая часть взяток сейчас — это откаты, связанные с заказом государственным. Понятно, что если лицо, которое дает взятку, обратится в правоохранительные органы, весь его бизнес фактически нужно будет строить заново с другими людьми. Это никому не выгодно. И поэтому мало людей обращается», — рассказал руководитель второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Санкт-Петербургу Борис Синдаловский.

Но иногда в налаженных отношениях «ты — мне, я — тебе» происходит сбой. И тогда даже крупного чиновника могут взять с поличным. Так было, например, с замглавы администрации Колпинского района Алексеем Жуковым.  

За несколько минут до того, как попасть в крепкие объятия оперативников, он положил в карман пачку купюр — почти полмиллиона — которую ему передал один из подрядчиков.

Бизнесмен сетовал, что выполнил все условия, а контрактов ему не сулят.

Расследование дела Алексея Жукова завершено. В ближайшее время оно будет направлено в суд. В общей сложности, реальными деньгами он получил более 28 миллионов рублей за два года.

Там, где крутятся миллиарды, есть возможность отщипнуть миллионы. Желающих получить выгодный госконтракт много, но побеждают на конкурсе единицы. И не всегда в честной борьбе.

«Так или иначе, даже когда организации эти выигрывают, здесь без коррупции редко обходится. Как показывает практика наших уголовных дел, как правило 10-процентный откат — это норма», — сказал Борис Синадаловский.

А вот большие тюремные сроки для взяточников — скорее исключение.

«Посмотрите, сколько сейчас дают за взятки. Не помню приговоров, чтобы давали по 10 лет, по 12, как это предусмотрено законом. Штрафы, чтобы были кратные. Штрафы дают по соразмерности с реальными доходами. Как правило, если человек признает — это условный срок, и все об этом знают», — отметил Борис Синдаловский.

С начала года количество уголовных дел только о получении взятки в России выросло на 20%. Но статистика по таким преступлениям, как считают борцы с коррупцией — вещь относительная.

«Реальных вещей, сколько количество у нас таких преступлений, она, конечно не показывает, так как преступления данной категории являются латентными. Ну а статистика, наверное, процентов на 10 показывает», — сказал Борис Синдаловский.

Победить коррупцию не удавалось за всю историю человечества, еакими бы жесткими ни были меры. Но прекратить борьбу нельзя.

Репортаж подготовила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Анна Кострова.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»