Парадный вход. В Петербурге есть энтузиасты, которые пытаются вернуть этой фразе первоначальное значение — они ищут и восстанавливают старинные двери. Очень часто спасают их — вывозят с помоек, успевают перехватить у коммунальщиков.

Когда отреставрированная старинная дверь встает на свое место, возникает ощущение подлинности, исторической правды, того, что в Петербурге часто называют духом города. Он в мелочах — в оригинальной сохранившейся плитке в парадной, настоящих — родных — оконных рамах, витражах на стеклах.

Чтобы ценность этих артефактов стала видна в буквальном смысле, порой приходится продираться через слои краски или побелки, и что еще хуже — через человеческое равнодушие.

Этот дом в Басковом переулке построили в начале прошлого века. Перила помнят прикосновения первого владельца — купца, потомственного почетного гражданина Михаила Захарова. С тех пор их ни разу не ремонтировали, только красили снова и снова. Парадная давно утратила парадный вид — потрескалась плитка, почти развалился камин.

Лучше всего сохранились окна. Они пережили Великую Отечественную, сейчас готовятся пережить войну коммунальную. Капитальный ремонт фасада, первый за столетие, не предусматривает сохранение деревянных окон. Они должны быть заменены на стеклопакеты. Одну раму на втором этаже жители дома уже не уберегли. Теперь вместе с градозащитниками пытаются спасти оставшиеся.

Реставратор Валентина Манн в своей мастерской наглядно доказывает — восстановить можно любое окно. Дырки от гвоздей можно залатать, если рама пошла волной, ее можно выпрямить. Но прежде всего нужно снять накопившиеся за десятилетия слои краски.  

Сегодня сохранение исторических окон и дверей становится все более востребованным. Эта мастерская в Приморском районе открылась год назад. Несмотря на нежный возраст и небольшую площадь, сюда поступают крупные заказы. Сейчас Олег и Анна реставрируют дверь из доходного дома на Малой Посадской улице. Но на прежнее место она уже не вернется. Через неделю она уедет в Архангельск и уже там будет украшать интерьер музея Папанина. На реставрацию этой двери ушло около ста часов. Но супруги-мастера гонятся не за скоростью, а за исторической точностью.

Современные шурупы чаще лопаются, замки быстрее ржавеют. Проще вручную очистить старинные детали, чем искать похожие. Тем более у Олега есть секретный раствор, который позволяет безболезненно для металла избавиться от краски. А чтобы снять ее с дверей, реставраторы используют традиционные строительный фен, шпатель и наждачку. 

За этой клеенкой скрывается шкуродёрная. Так в мастерской называют место, где шлифуют двери. Последствия работы можно увидеть везде. Пыль моментально оседает на стеклах. В мастерской к пыли уже привыкли. Белый налет на одежде — обычное дело. Как и занозы, неизбежные при работе с деревом.  

Сами себя они называют реставраторами-романтиками. Работают за идею — сохранить исторические элементы, названия которых многие уже позабыли.

«Теряем. Уходят из языка завертки, форточки. Сейчас все привыкли, что окно поворотно-откидное», — отметил Олег Кузьменков. 

Старинные двери и окна в центре словно мираж. То, что сегодня поддерживает исторический облик Петербурга, завтра может исчезнуть. Активисты ведут диалог с городом. В 2018 году им уже удалось убедить Фонд капремонта сохранить подлинные окна в доме Бака. Надеются повторить успех и в Басковом переулке. Градозащитники уверены — чтобы поддерживать статус культурной столицы, нам надо вернуть статус столицы реставрационной.

Репортаж подготовила корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Наталья Медведева.

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»