В конце 1980-х группа друзей, ленинградских студентов-инженеров, испытала непреодолимое желание самовыражаться на подмостках, в то прекрасное и неоднозначное время, пронизанное ветром перемен. Так, если верить его участникам, появилось «Неформальное Объединение Молодежи», или просто НОМ.

Сегодня бывшие студенты заматерели и уже в статусе культового явления нашего города готовятся к серьёзному юбилею — 30 лет. Череду праздничных событий открыла выставка-ретроспектива НОМа в музее «Эрарта». 

Всегда немного странно наблюдать рокеров, выступающих на собственных юбилеях. Видеть, как при жизни переходит в почтительную память то, что некогда было издевкой над признанным и авторитетным. 

За 30 лет своего существования группа, принявшая название НОМ, подрастеряла физическую молодость, свежесть лиц и густоту волос, но набрала авторитета — настало уже время издеваться над собственным авторитетом. 

Андрей Кагадеев,музыкант, основатель группы «НОМ»:
«В культуре того времени было принято писать на стена. И в этом смысле мы — короли Санкт-Петербурга». 

Сегодня надписи «НОМ» во всех видах красуются на стенах «Эрарты». Юбилейная выставка представляет лишь демонстрационные образцы внушительного творческого наследия. 16 музыкальных альбомов, пять полнометражных фильмов. Фото и видео, картины и афиши, документы и памятники всего того, куда только вывозила авторов кривая принятого когда-то творческого девиза: «Драматизация идиотизма и идиотизация драматизма». 

Николай Копейкин, художник:
«Это для шибко умных. А для простых…»

Сегодняшний зритель чаще всего не улавливает сатирический пафос выступлений прошлого века. И видит то, что не было вложено создателями: старомодный карнавал лицедейства, того, каким оно было до появления YouTube и Instagram. Может быть, в этом вечное послание от той молодежи нынешним хипстерам. 

Павел Маркайтис, куратор выставки:
«Можно сказать, что они настоящие современные художники». 

Возможно, это действительный повод для юбилейной медали на широкой коллективной груди «НОМа». Артистов, взявших на себя неблагодарный труд изображать современное искусство. И за 30 лет ни разу не смутившихся тем, что его, очень может быть, просто не существует.