Слово «уникальный» сегодня почти обесценилось. Ведь его часто используют просто так, для эффектности.

Между тем, в нашем городе произошло поистине важное событие — в Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария», центральный экспонат которой — древний амвон Софийского собора, уникальный в прямом смысле слова. Он — единственный в своём роде. И сохранился не чудом, а благодаря профессиональной работе реставраторов Русского музея. Амвон поражал своей красотой новгородцев, а сегодня не оставил равнодушным Вячеслава Резакова.

Невысокие большеголовые фигуры полны смирения, в глазах — безмолвная мольба, но в благословляющих жестах рук уверенность окончательной правоты. Новгородское искусство XVI века впервые демонстрируется как цельное художественное явление. Иконы, шитье, резьба по дереву, утварь, книги и литье. Расцвет всех изобразительных средств того времени, связывают с ключевой личностью эпохи — владыкой Макарием. Его деятельность разворачивалась в годы, последовавшие сразу после присоединения Новгорода к Московскому государству.

Ирина Шалина,ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея: 
«Это такой своего рода продукт Макария с абсолютно московскими ставнями. Именно при нем происходит исключительный взлет национального новгородского искусства, не побоюсь этого сказать, ничем не похожего на Московское искусство совершенно. Он дает какой-то совершенно новую художественную инспирацию этому искусству, и создается новый художественный язык, который хитрый и умный Макарий очень активно будет использовать, перейдя в Москву».

Эмоциональный центр экспозиции — единственный сохранившийся в мире отдельно стоящий деревянный амвон византийской православной традиции. Он был создан в 1533 году для совершения особо важных богослужений в Софийском соборе. Богато украшенный иконами, скульптурой и позолоченной резьбой, амвон восхищал современников своей красотой «велми лепо видети». Чтобы представить ее в первоначальном виде, понадобилась многолетняя реставрация. Сложную резьбу расчищали под микроскопом, утраченные детали скрупулезно копировали из особых сортов липы. 

Жанна Максименко,художник-реставратор:
«Чтобы понять, как он выглядит, просто надо сейчас представить себе, что все вертикальные накладные элементы резные, все, которые стремятся как бы ввысь, были позолоченные. Все горизонтальные были посеребрены. Мы специально сняли с этого места замочек, чтобы зрители могли увидеть то самое первозданное золото, которое сохранилось именно там, под этим деревянным элементом». 

Самобытный новгородский стиль с его экспрессивной трактовкой образов обретает в 16 веке легкость и динамичность. В волевых, серьезных лицах с крупными чертами читается национальный склад характера. А сама широкая и смелая манера, которую так любили новгородцы, становится часть вечного общенационального сюжета. Вот он — «Чудо от иконы во время Битвы Новгородцев с Суздальцами». Суздаль уже давно не враг, важнее другое — икона здесь военное знамя, хоругвь. Живая сила, общий долг, залог вечного возрождения.