Как призвать нарушителей правил парковки к ответу, таким вопросом задались петербургские депутаты и общественники. Сейчас те, кто устанавливают блокираторы и фактически захватывают парковочные места, могут отделаться лишь предупреждением, а не штрафом.

Теперь в Петербурге есть эффективный механизм по увеличению количества стоянок во дворах и на улицах. Александр Чуев изучил, как в городе паркуются. 

Вот так демонтируют самодельные пандусы во Фрунзенском районе. На улице Турку водители захватили газон и сделали из него автостоянку. Там, где помягче, засыпали грунт щебенкой, где-то сняли поребрик, в других местах прямо на проезжей части домостили оригинальными конструкцими. Дорожные службы периодически убирают «новостройки», однако с каждым разом это становится все труднее. Жильцы выбегают, переставляют машины вплотную к дороге, чтобы рабочие не могли подобраться к заездам. 

— Вы только делаете то, что людям хуже.
— Я не понимаею, вы хотите заасфальтировать эти участки?
— Впоследствии они будут заасфальтированы.
— Впоследствии — это уже лет десять. Почему не взять тот же транспорт и не заделать этот кусок от конца до конца?

Советские проектировщики микрорайонов с «хрущевками» не рассчитывали, что когда-нибудь автомобиль перестанет быть роскошью и в каждой семье появиться собственный. Поскольку мечта о машине сбылась в большинстве квартир, теперь автомобилистам остается мечтать о припарковке. Многие ставят во что горазд, без оглядки на соседей. 

Виктор Юкляев, начальник управления по ремонту и содержанию дорог АО «Гражданское»: «Вопросы горожан совершенно справедливы, но не можем мы каждый, кто как хочет устраивать на объекте комитета по благоустройству свои порядки, свои законы. Данные правонарушения отрицательно влияют на безопасность дорожного движения, представляют собой помеху для автотранспорта, препятствуют водоотводу, сильно затрудняют механизированную уборку». 

На улице Крыленко решили заставить власть работать на себя: жильцы подали заявление в комитет по благоустройству, комитет — коллегам в ведомство по развитию транспортной инфраструктуры. За счет расширения проезжей части здесь появилась бесплатная парковка. 

В историческом центре Петербурга в цене не только недвижимость, но и квадратные метры вдоль мостовых. Можно заключить договор с городом на аренду парковочного места. Но частные офисы и даже государственные учреждения предпочитают самозахват. 

Александр Чуев, корреспондент: «Вот типичное для Петербурга незаконно захваченное парковочное место. На самом деле здесь может припарковаться любой желающий. Мешает только вот это — подчеркну — нелегально установленное ограждение. Сейчас мы попробуем его убрать и поставить сюда свою машину. Посмотрим, что из этого получится». 

— Я же не просто так здесь стою. Вы подъехали, не спросить что ли?
— Мы здесь можем припарковаться?
— Спросите сначала, куда пойдете?
— Почему я должен спрашивать?
— Потому что к нам приезжают гости.
— Ну и что, вот место свободное.
— Почему свободное-то?
— Потому что здесь машина не стоит.
— Мы ждем гостей, у нас мероприятие, вы скажите куда, на сколько пойдете.
— Просто паркуем машину, гулять сейчас пойдем.

Помешать припарковать машину нам в итоге никто не смог. Подобную операцию мы провели и у соседних «элитных» стоянок и даже у филармонии. Результат один и тот же — прибегают охранники, просят убрать транспорт. Отстоять свои права на свободное место непросто. В нашем случае секьюрити отступали только при виде телекамеры. 

Александр Чуев, корреспондент: «Если верить статистике, в Петербурге сегодня зарегистрировано около двух миллионов автомобилей. Соответственно, для них требуется как минимум столько же парковочных мест. На деле — гораздо больше. Причем всем хочется удобных — рядом с офисом, рядом с подъездом – и бесплатных парковок. А лучше именных. Некоторые так и делают — оборудуют себе места незаконно. Благо отделаться можно простым предупреждением». 

Это еще один популярный в народе метод. Установка такого антипарковщика под ключ стоит около 3 тысяч рублей. Максимальный штраф за него — 5 тысяч. Но чтобы наказать нарушителя, нужно поймать его за руку. Конечно, есть умельцы, которые сами варят и монтируют антипарковщики – вероятно, по ночам, однако большинство пользуется услугами сторонних организаций. Судя по тому, что улицы окраин усыпаны однотипными блокераторами — этот бизнес процветает. 

Александр Холодов, член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора»: «Ну заплатит он штраф. Нет никаких у него обязанностей тут же бежать это демонтировать. Получается, фактически заплатив штраф, практически законно получить себе кусочек Петербурга. Вот у меня машина стоит на парковке, я плачу за парковочное место 4500 в месяц. Получается, что поставить это устройство и побежать сознаться, что я его поставил — это выгоднее». 

Депутат ЗакСа Алексей Макаров считает, что достаточно убрать из перечня наказаний пункт о предупреждении и каждого заставить сразу платить рублем. 

Алексей Макаров, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Неотвратимость наказания. Все-таки можно будет больше стимулировать наши государственные органы, привлекать районные администрации и сотрудников комитета законности и правопорядка. Там специально создано отделение, которое занимается привлечением к ответственности подобных правонарушителей».

Каждую весну жители Петербурга наблюдают необъяснимое природное явление — пыльные бури. Оказывается, в стихии виноваты и водители, паркующиеся на газонах. Автомобили способны перевозить на днище и колесах свыше 10 килограммов грунта. Вся эта земля высыхает и пылью клубится над дорогами. На улице Савушкина желающих растаскивать колесами землю с газонов должно поубавиться. На днях народный мститель взял нож и порезал все шины, хоть кончиком задевавшие траву. Но учитывая положительный опыт жителей улицы Крыленко, то окажется, что цивилизованный способ все же эффективнее.