Самостоятельность коммерческих пассажирских перевозчиков при определении стоимости проезда в маршрутных автобусах не означает автоматического повышения цены на билет. Последнее увеличение стоимости до 40 рублей показало: многие пассажиры просто-напросто не хотят платить такие деньги в маршрутке. Петербуржцы ищут альтернативный вид транспорта. Дмитрий Копытов выслушал водителей и пообщался с пассажирами.

Дмитрий Копытов, корреспондент: «Пожалуй, главный вопрос, который сейчас волнует пассажиров: «Сколько же будет стоить проезд в следующем году?» И повод для волнения есть. Новый федеральный закон, который вступит в силу в январе 2016-го, гласит: отныне коммерческие перевозчики смогут устанавливать тарифы самостоятельно. Сейчас их регулирует Смольный. Кроме этого в новом законе прописан ещё один интересный момент: теперь коммерсанты смогут отказаться от невыгодных по тем или иным причинам маршрутов. То есть доехать с комфортом на маршрутке на деревню к дедушке, пусть даже и в пределах Петербурга, получится не всегда и не у всех».

Эксперты уже называют закон революционным. По сути, он меняет всю систему организации пассажирских перевозок, которая в Петербурге сложилась за последние два десятилетия. Сейчас многие коммерческие маршруты в городе распределяют вместе с социальными, единым лотом на аукционе. Отныне коммерсанты станут самостоятельнее. Правда, субсидий из бюджета не будет. 

Александр Воробьёв, председатель комитета по транспорту правительства Санкт-Петербурга: «По социальным маршрутам всё будет прописано в контракте, по коммерческим всё будет прописано в законе. Пришли к одному, на мой взгляд, правильному решению. Комитет, субъект Российской Федерации, не имеет права ничего требовать дополнительного, кроме того, что заложено в федеральном законодательстве».

Городской закон о коммерческих перевозках сейчас готовят к обсуждению в Законодательном собрании. Предпринимателям в последствии будут выдавать специальные свидетельства. С получением этих документов транспортная карта Петербурга может сильно измениться. Вероятно, исчезнут или станет меньше так называемых убыточных направлений. Сейчас только в районе Старой деревни таких сразу несколько. 

— Много людей у вас на маршруте ездит?
— Немного, 3-4 человека возим. Мало народа, 7 в машине. Невыгодно.
— После подорожания проезда стало меньше народу?
— Меньше, заметно меньше.

Большинство пассажиров о предстоящих нововведениях пока не знают. Но те, кто в курсе, относятся скептически. Боятся, что закон лишь опустошит их кошельки и не улучшит качество перевозок. Из-за недавнего повышения тарифов многие уже отказались от поездок в маршрутках. 

— Я уже стараюсь на велосипеде ездить после повышения цен, или на социальных автобусах. — Если 60 рублей будет проезд стоить, пересядете на велосипед?
— Совсем нет, но буду ездить чаще.
— А куда я денусь? Я всё равно поеду, даже если и 50 будет, потому что сообщения нет прямого. 

Впрочем, сами перевозчики успокаивают: повышение тарифов на проезд для них — не самоцель. Главное сейчас — научиться выживать в новых условиях. 

Сейчас в Петербурге работают 15 коммерческих компаний. С ними, кстати, последнюю редакцию закона никто не обсуждал, жалуются коммерсанты. Доходы за последние годы упали и сейчас у предприятий два пути: либо увеличить тариф, либо разориться. Иногда последнее даже выгоднее. 

Василий Киселёв, председатель правления Ассоциации перевозчиков пассажиров: «Перевозчики придут только на коммерческие маршруты, в связи с чем получается достаточно серьёзный провал на социальных маршрутах, который восстановить силами государственного унитарного предприятия просто не представляется возможным, потому что это почти 900 автобусов большой вместимости, а в эквиваленте денежных средств это почти 12 миллиардов рублей».

Но резкого повышения тарифов в следующем году эксперты не ожидают. Слишком велика конкуренция на рынке перевозок. Битва за пассажиров умерит аппетиты. 

Александр Холодов, член координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора»: «Учитывая, что у нас сейчас всевозможное количество акций таксопарков, такси зачастую у нас уже дешевле, чем, например, маршрутное транспортное средство, особенно если несколько пассажиров скидываются, конечно, здесь перевозчики могут упереться в потолок именно конкурируя с таксопарками».

Авторы 220-го федерального закона считают: с появлением документа коммерсанты только выиграют. Но выиграют ли пассажиры, пока не ясно. Новый закон позволяет Смольному продлить действующие договоры с перевозчиками ещё на 5 лет по коммерческим маршрутам и на 10 — по социальным. Если, конечно, транспортные компании сами не разорвут контракты и не станут играть по новым правилам.