Музей артиллерии в опасности, считают активисты общественного движения и продолжают собирать голоса против выставки «Самураи. 47 ронинов». Их не устраивают эротические гравюры «сюнга», представленные в рамках экспозиции.
Так называется жанр японского искусства XVII века, посвящённый интимным отношениям. Накануне у станции метро «Горьковская» несколько человек даже организовали пикет под лозунгом «Мы против превращения истории в публичный дом». Организаторы экспозиции с участниками движения не согласны. Ведь представленные гравюры — образцы подлинного искусства. Александра Ли узнала, что смутило активистов.
Александра Ли, корреспондент: «Экспозицию сюнга, что в переводе означает «весенние картинки», открыли аккурат к самому любовному празднику — 14 февраля. За это время этот скромный и одновременно откровенный зал посетили более 5 тысяч человек. И пока одни с подачи востоковедов восхищаются предметами искусства, другие недвусмысленно намекают на то, что место этих самых предметов ниже плинтуса».
Те, кто указал на место японскому искусству, в минувшие выходные несмотря на проливной дождь вышли к станции метро «Горьковская» с пикетом. Их требование — закрыть экспозицию в Музее артиллерии. На фоне исторических объектов — свидетельств былой славы страны — рассматривать потерянную честь чужой цивилизации неуместно, считают общественники.
280 человек против эротических гравюр в историческом центре. Увидело их, впрочем, куда меньшее количество подписавшихся. Но те, кто всё-таки посетил откровенную выставку, напоминают: сюнга была гонима и в самой Японии.
Дмитрий Фёдоров, активист: «Она запрещена, она преследуется по закону и распространение преследуется по закону. И наказывается лишением свободы до двух лет. А у нас выставляется свободно в артиллерийском музее».
Экспозицию открыли в рамках проекта «Самураи. 47 ронинов». Сама выставка занимает помещение почти в полторы тысячи квадратов, но шума наделали лишь несколько метров. В интернете появилась информация, что здесь даже можно обучиться основам БДСМ.
Екатерина Косолапова, арт-директор выставки: «Подвешенной японки не было, была презентация японского бандажа, это было на открытии, для прессы, но этому здесь не обучают, прошу заметить, как пишут в комментариях».
Однако показать всё, что скрыто, эта выставка всё же призывает. Весьма символичным поэтому выглядит вот эта инсталляция с замочными скважинами. А за ними — другие сцены японской любви. Но авторы выставки говорят: цель экспозиции — показать через низменное самое высокое.
Екатерина Косолапова, арт-директор выставки: «Две стороны японской любви — похоть и возвышенное — без вожделения. Любовь внутри самурайской семьи. Почему жёны 47 ронинов уходили из жизни преждевременно? Дабы не быть обузой для своего мужчины».
Как бы в подтверждение кимоно целомудренной невесты соседствует здесь с портретом просветлённой куртизанки. Этот свиток со сценами соития родители дарили
своей дочери перед браком.
Для одних порнографические полотна, для других — предметы искусства. Вот такой же 9-метровый свиток известного художника Тоса Киёнага, кстати, выставлен в Британском музее. И собирает сотни зрителей, ценителей японской культуры.
Валерий Крылов, директор Музея артиллерии: «Насчёт порнографии я с вами не согласен. Насчёт эротики согласен! Но это искусство любви в Японии. Внутри семьи. «Весенние картинки». «47 ронинов» выставка. В рамках этой выставки мы решили показать экспозицию».
Пока одни разбираются в категории 18+, хозяин помещения решает, закрывать выставку или нет. Экспозицию, кстати, уже готовы принять неравнодушные «эро-предприниматели», которые и сами подвергались нападкам со стороны ярых поборников морали.
Максимилиан Лапин, основатель Музея любви: «Пускай эти люди сходят, не знаю, в приют, помогут собакам, что-то построят, но это тяжело очень делать, почему, потому что найдутся другие люди, которые обязательно скажут: «Ага, вы сделали приют, а для чего вы его сделали,ага, вы, наверное, деньги где-то отмывали?»
Вне закона, к слову, сюнга была лишь в момент рождения жанра. Сейчас, как уверяют эксперты, в Японии и не такое увидишь. Непривычный русскому глазу контекст, как утверждают историки, и славянам не чужд.
Станислав Зюзько, востоковед: «Это предметы, обладающие культурологической ценностью. Вот, например, в культуре есть фаллический культ древних славян. И они в этнографических музеях прекрасно экспонируются. Даже пословица есть такая русская: из-за леса-леса тёмного привезли шиша огромного».
Всё того же ни шиша, кстати, не получают сами организаторы: посетители приходят на экспозицию по билетам, купленным на всю выставку.