О том, что нужно сделать, чтобы лично для вас не наступил кризис, когда ваше руководство заявляет о сокращении штата. И о том, так ли уж страшна безработица, которой нас пугают, в материале Елены Болдышевой.

Юрий Зинчук, ведущий: «Безработица в России растет на 2 процента в неделю, об этом официально заявили в министерстве труда. Всего по стране по данным на 19 февраля 959 тысяч безработных. В Петербурге на бирже труда состоят 11300 человек. К сентябрю ожидают, что цифра вырастет до 15 тысяч. Но в данной ситуации, по мнению экспертов в области рынка труда, нужно сделать две вещи. Первое, не впадать в панику. И второе, приспособиться к этим условиям. Если можно так сказать, научиться не быть безработным. Тем более что в Петербурге для этого есть все условия. Гарри Трумэн говорил: "Спад — это когда работу теряет ваш сосед. Кризис — это когда работу теряете вы"».

Очередь за зарплатой для них начинается с очереди за работой. Центр занятости населения. Два часа дня. Устраиваться по-честному через час надоело.

Ольга, безработная: «Хотелось бы от 30 до 35 тысяч.

— Где вы себя видите?

— Менеджер по работе с клиентами.

— А если работать официанткой? Пойдете?

— Нет. Наверное, нет».

Автосалон, в котором работала Ольга, закрыли месяц назад. Кризис. По профессии она воспитатель. В детский сад идти не хочет — зарплата слишком мала.

Работать за процент, а по сути, бесплатно предлагают чуть ли не в половине объявлений. Спрос наверняка есть. Ведь в Петербурге каждую неделю официальный статус безработного получают 1300 человек. Но в центрах занятости к таким цифрам относятся спокойно.

Екатерина Недялкова, руководитель агентства занятости населения Невского района: «Сейчас некоторая нестабильность в стране, поэтому рынок труда на такие вещи реагирует с некоторым запозданием. Возможно, волна каких-то подобных явлений будет через некоторое время».

На бирже труда пытаются найти вакансии сразу. Если не удается, назначают пособие по безработице. Максимальный размер — 4900 рублей.

Елена Болдышева, корреспондент: «Жизнь на пособие кажется малопривлекательной. И, в отличие, от некоторых посетителей этого Центра занятости, мы попробуем найти работу самостоятельно хотя бы по одной из этих газет. Думаю, работодатель будет не рад увидеть нас с телекамерой, поэтому мы используем мобильный телефон».

Первый звонок привел нас в торговый центр в спальном районе. Магазин автоаксессуаров. Этот внушительный человек — директор. Зарплата небольшая — 650 рублей в день, плюс шесть процентов от выручки. По секрету директор показывает, сколько зарабатывают опытные продавцы. На калькуляторе загорается цифра 60. Видимо, тысяч.

Сегодня работу найти нетрудно. Трудно заставить себя переквалифицироваться. Но психологи считают, что большинство людей готовы к переменам.

Юрий Владер, психолог: «Мы не воспринимаем себя стабильным государством. Мы живем в постоянных динамических изменениях. И человек подсознательно более готов. Кризис — это шанс. Кризис — это возможность. Радоваться надо, что есть кризис».

В рекрутинговых интернет-агентствах кризису не рады. По их данным, число соискателей в этом году выросло почти на 30 процентов, а вакансии лишь на десять. В интернете на одно место претендуют около пяти человек.

Ольга Чекалдина, старший аналитик рекрутингового портала: «Порядка 23 процентов компаний Санкт-Петербурга сейчас проводят оптимизационные сокращения. При этом 6 процентов говорят о масштабных сокращениях. Существуют зоны риска. По опыту 2008-2009 гг., в первую очередь страдают работники банковской сферы, рекламной отрасли и сферы туризма».

Это петербургская «Ночлежка». Всех, с кем нам удалось поговорить, в этот дом привела безработица. Мы нашли и девушку с высшим экономическим образованием, правда, сниматься она категорически отказалась, и людей с рабочими специальностями.

Наталья, житель «Ночлежки»: «Здесь библиотека, интернет, микроволновка, душ отличный».

Наталья показывает нам бытовые условия. Она повар. Без работы осталась из-за травмы.

Наталья, житель «Ночлежки»: «Когда я лишилась работы, мне хозяйка квартиры сказала: "Натали, ты мне не родственница. Я подержу тебя еще неделю, но прошу тебя в конце недели освободить жилплощадь"».

Библиотека. Здесь проводят лекции на тему трудоустройства. У каждого из посетителей свой горький опыт.

Николай, житель «Ночлежки»: «Электрогазосварщик, токарь. Дали понять своим поведением: "вот бог, вот порог"».

Но даже оказавшись в такой непростой ситуации, люди не спешат отчаиваться. Ищут и находят выход.

Игорь, житель «Ночлежки»: «У меня специальность маляр-отделочник. Им и устроился.

— Сколько времени искали работу?

— Два дня. Так полно работы».

По оценке Еврокомиссии, в России до конца года без работы останется шесть процентов населения. Если посмотреть на динамику роста безработицы, то окажется, что прогноз евроэкспертов возвращает нас лет на пятнадцать назад. Больше шести процентов было в начале нулевых. Сегодня работы нет лишь у полутора процентов.

Дмитрий Чернейко, председатель комитета по труду и занятости населения СПб:*«У нас не было катастрофической ситуации даже в середине девяностых, когда безработных было зарегистрировано 65 тыс. человек. Катастрофы не было. Не забывайте, у нас город обладает диверсифицированной экономикой».

В отличие от моногородов, в Петербурге, действительно есть где себя применить. На биржах труда предлагают более восьмидесяти тысяч вакансий. Тем не менее эксперты заявили, что количество безработных в сентябре составит 15000 человек. Эта цифра — единственная в уравнении с несколькими неизвестными. Ведь сегодня о грядущих сокращениях уже заявили 659 предприятий. Будет ли их число расти, предсказать невозможно.